Речетехника
Записаться на тренинги:

+7 (926) 412-87-70, +7(926) 495-19-77

 

или заполните онлайн-заявку

Речевая импровизация


1. Что такое речевая импровизация?
   Это понятие состоит из двух слов: речь и импровизация. Что такое речь объяснять не нужно, а вот, что такое импровизация, следует уточнить. «Википедия» дает нам такое определение: Импровизация (фр. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания. Если воспринимать, сочетание слов и выражений, которое мы произносим вслух или пишем, как произведение искусства, то отсюда следует, что речевая импровизация – это уникальный текст (устный или письменный) создаваемый без предварительной подготовки, а так же процесс его создания.
   Далее мы будем с вами заниматься развитием умения импровизировать в устной речи. Конечно, импровизация бывает разная. Можно болтать чепуху, а можно высказывать умные, интересные мысли, напрямую связанные с темой разговора, или близкие к ней. Естественно, нас интересует качественная, продуктивная импровизация, а не бессмысленный, словесный по…ток 

2. Что даёт умение импровизировать в речи?
  Умение быстро, точно, интересно, без подготовки формулировать мысли на любую тему, даёт возможность:
• Избежать лишних пауз, «зависаний», «мусорных слов» в речи
• Остроумно отвечать на любые вопросы и замечания
• Выступать без выученного текста (только с опорой на план)
• Поддерживать и развивать любую беседу
Поскольку устная речь – это инструмент, который позволяет нам, ежедневно взаимодействовать с людьми, то всем, нормальным людям понятно, что развитие умения импровизировать в речи – это наиважнейшее занятие, которому стоит посвящать как можно больше времени. Особенно, это касается людей, чья профессия, напрямую связана с устной, речевой коммуникацией: преподавателей, менеджеров, продавцов, юристов, журналистов, телеведущих, экскурсоводов, консультантов, секретарей и т. д. Конечно и для тех, кто по роду своей деятельности, мало общается: программистов, бухгалтеров, дизайнеров и др. этот навык тоже очень важен, ведь глобальное одиночество мало кого привлекает.

3. Методика развития
  Для развития навыка словесной импровизации требуется немала, но весьма увлекательная работа над собой. Если Вы хотите не просто овладеть парой «фишек», а действительно поднять свой речевой уровень и не зависеть от ситуации, в которой будете находиться, я советую оттачивать целый ряд инструментов.
Во первых, скорость мышления. Учитесь думать быстрее! Без этого нужный вариант мысли и фразы не придёт к вам быстро.
Во вторых, воображение. Без его активной работы, вы не будете иметь базы для высказываний. Мы мыслим не только абстрактными понятиями, но и образами. Если в голове не будет «картинки», Вам нечего будет сказать.
В третьих, ассоциативное мышление. Учитесь соединять картинки и другие «отпечатки» действительности, между собой.
В четвёртых, нестандартное мышление. Учитесь мыслить нестандартно! Это расширит объём вариантов мыслей, следовательно вариантов высказываний и как бонус – появится юмор, ведь нестандартность, неожиданность, чаще всего провоцируют эмоциональный отклик слушателей.
В пятых, активный, словарный запас. Это очевидно, поэтому без комментариев.
В шестых, коллекция историй, афоризмов, притч, метафор, крылатых выражений и просто впечатлений. Собирайте, записывайте, применяйте! Этот материал – отличное подспорье в импровизации. Он нужен художнику слова так же, как строителю кирпичи.
И, наконец, в седьмых, приёмы. На наших занятиях, в последнюю очередь, мы осваиваем приёмы или техники, которые людям, имеющим уже подготовленное мышление и достаточный словарный запас, помогают стать истинными речевыми импровизаторами.

КАК ВСЁ ЭТО РАЗВИВАТЬ?
   Существует много очень интересных упражнений, которые надо применять системно. Сегодня я поделюсь одним. Оно мощное, но сразу предупрежу, что одного его мало и лучше выполнять комплекс.

Упражнение "Сказка"

Развивает скорость появления мыслей, воображение, ассоциативное мышление, фантазию, креативность и  увеличивает активный словарный запас. Лучше выполнять с живым слушателем, но можно и с диктофоном.
1. Выберете два случайных существительных, далёких друг от друга по ассоциации. Например: тарелка и лыжи. Придумайте, на основе их, рассказ о событиях. Все три слова должны сыграть какую-то роль, т.е. повлиять на развитие сюжета. Расскажите историю вслух, опираясь на план и цепочку образов. Запишите свою речь на диктофон. Прослушайте запись и переформулируйте предложения, которые содержат ошибки и неточности.

Простой план такого рассказа
Кто? Где? Когда?
Что случилось?
Чем закончилось?
Вывод.

2. Расскажите подобную историю, на основе 2-х других существительных, без подготовки. Запишите свою речь на диктофон, прослушайте, исправьте ошибки.
3. Расскажите ту же самую историю, но постарайтесь максимально избежать банальных, предсказуемых поворотов сюжета.

Послушайте как это делают мои ученики на пятом занятии курса «Мастер публичных выступлений»: http://www.rechetehnik.ru/audio_album.html?cid=1

Если Вас заинтересовала статья, оставьте свой комментарий внизу главной страницы нашего сайта: www.rechetehnik.ru

Развивайте свою речь!
До встречи на занятиях!

С уважением,
Дмитрий Макеев

Назад

icon-close

Оплатите тренинг. Это гарантирует вам место в группе.

Вы можете внести регистрационный взнос за тренинг. Размер взноса на ваше усмотрение от 500 руб. Это:

– гарантирует вам место в группе,

– фиксирует стоимость тренинга, действующую на момент внесения взноса.

Сумма:

=500" class="about-modal-block-summ ">

Название тренинга:

* Регистрационный взнос входит в стоимость тренинга,
не возвращается и не переносится на другие проекты.

** При возврате денег с суммы оплаты будет удержана комиссия, которую взымает платежная система за возврат денежных средств.

Способ оплаты:

Яндекс.Деньги
Банковская карта
Webmoney
Терминал
icon-close